На «умные светофоры» Оренбург потратит треть миллиарда рублей
Чтобы «умным остановкам» не было одиноко
Старые оренбургские светофоры должны подключить к новой системе. Фото 1743.ru
Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области (ГУДХОО), ищет подрядчика, который создаст в Оренбурге интеллектуальную транспортную систему, которая будет управлять городскими светофорами и делать так, чтобы они работали в оптимальном режиме — обеспечивая безопасность движения и не создавая при этом пробок.
Как работает интеллектуальная транспортная система?
Сама технология была разработана в научно-исследовательском институте «РОСДОРНИИ», который подчиняется Федеральному дорожному агентству. В структуре института создано управление ИТС — интеллектуальных транспортных систем. Ученые, работающие в этом управлении, разработали программу «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек». Оренбургская агломерация (то есть сам Оренбург + некоторые населенные пункты Оренбургского района) соответствует этим требованиям.
Федеральное казенное учреждение «Дороги России» смысл внедрения технологии объясняет так:
— Глобальная цель построения и развития ИТС на автомобильных дорогах – создание системы мониторинга и управления транспортной системой в режиме реального времени для повышения качества транспортных услуг экономике и населению, снижения транспортных затрат, улучшения экологии и безопасности.
Если говорить совсем просто, суть вот в чем: камеры и другие датчики фиксируют, на каких дорогах города (и подъездах к нему) скапливается больше всего транспорта, а заодно оценивают состояние погоды и прочие второстепенные факторы; все эти данные в режиме онлайн передаются в специальный центр, где мощные компьютеры (с использованием технологии искусственного интеллекта, разумеется) обрабатывают информацию, тут же составляют прогнозы дорожной ситуации и вырабатывают решение: в каком режиме должны работать светофоры, чтобы движение по городу было максимально безопасным и комфортным. Соответствующие сигналы передаются на светофоры, и они чуть меняют режим работы. Водитель этого особо и не замечает, а пробок становится меньше. Ну, это в идеале, конечно.
Схема из техзадания с сайта госзакупок
РОСДОРНИИ пишет, что технология ИТС была опробована в Татарстане — это был пилотный проект. Результат оказался хорошим, и вот теперь технология внедряется в других регионах — Оренбуржье в том числе.
Где в Оренбурге появятся «умные светофоры»? Адреса
Собственно, светофоры останутся старыми, глупыми. Техзадание подразумевает «интеграцию в систему действующих светофорных объектов». Но глупые светофоры оснастят датчиками и адаптерами сопряжения, и они начнут работать по-новому.
Вот адреса светофоров, которые будут подключены к чудо-системе:
Фрагмент техзадания с сайта госзакупок
Когда закончатся работы и сколько они будут стоить?
Судя по техзаданию, работы будут проводиться в несколько этапов.
Создание центра управления дорожным движением (ЦУДД) должно быть завершено уже к 21 ноября 2025 года.
Периферийное оборудование — в том числе компьютеры и даже видеостена (на которую, очевидно, будут выводиться изображения со всех камер) — нужно смонтировать и запустить к 1 октября 2026 года.
Установка детекторов движения, оснащение светофоров адаптерами сопряжения, запуск автоматизированной системы метеорологического контроля — до 1 октября 2027 года.
Что касается оплаты, то обойдется система очень недешево: стартовая цена — более 320 миллионов рублей.
Извещение на сайте госзакупок
Но это максимум: по логике, в ходе торгов она должна снизиться.
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения