Самый загадочный музей Оренбурга: наскальные рисунки со всего мира — на лужайке у дома художника
Николай Крючков уверен, что в древних изображениях зашифрована мудрость погибших цивилизаций
Художник убежден: каждый рисунок, «законсервированный» предками в самом крепком материале — камне — это послание. Фото 1743.ru
В Оренбурге существует необычный музей, о котором большинство горожан никогда не слышали. В нем выставлены огромные камни с наскальными рисунками (точными копиями, разумеется), которые археологи находили по всему миру: в пустыне Сахара и джунглях Амазонки, в лесах Европы и российских степях… Оренбургский художник Николай Крючков уже больше 20 лет скрупулезно переносит их на огромные камни и выставляет на лужайке перед своим домом.
Вход свободный, посещение бесплатное
Домик художника стоит среди множества подобных и ничем не выделяется, самый обычный. Точнее, он не выделялся бы, если бы не три десятка каменных глыб перед ним. Люди, проходящие или проезжающие мимо (дом стоит у дороги, ведущей в Зауральную рощу), останавливаются, подходят, начинают фотографировать экспонаты через забор. Николай Гордеевич приглашает: «Да заходите, заходите…» И, обращаясь уже ко мне, добавляет: «Все собираюсь написать плакат: добро пожаловать, смотрите, гуляйте, это бесплатно», да никак не напишу.
Доступ на участок художника открыт всем: дерни за веревочку на калитке — и заходи. Фото 1743.ru
Спрашиваю: а не бывает, что люди сами хотят заплатить? Ну, чтобы просто поддержать такой необычный проект? Отвечает: некоторые поддерживают, просто ходят среди камней — и оставляют на одном из них деньги. Но это не плата за билет, а просто — движение души.
Рисунки — со всего мира, камень — из-под Оренбурга
Первый такой камень Николай Гордеевич установил перед своим домом больше 20 лет назад. Просто для себя: посмотреть на него, поразмышлять. Потом появился второй камень, третий… А потом его дом стал местной достопримечательностью — вот и получилось то, что он теперь называет музейной площадкой.
Разные народы, разная техника живописи. Фото 1743.ru
На вопрос, где он берет такие громадный глыбы камня, художник отвечает: есть несколько бетонных отливок, здесь все просто: замесил раствор, залил в форму, как застыло — наноси рисунок. Но ему эта технология не очень по душе: работать с природным камнем приятней, интереснее. Глыбы он заказывает на карьере под Оренбургом.
Николай Крючков, художник:
— Самара поселок, там в 7 километрах карьер. В основном там берем. Их разрезать надо, мы разрезали, выставили. Ну, и несколько бетонных, моих. Просто решил попробовать, насколкьо они будут держаться.
Не просто живопись, а зашифрованные послания древних цивилизаций
Почему же художник вообще заинтересовался наскальной живописью?
Сейчас в музее под открытым небои более 30 уникальных камней. Фото 1743.ru
Он уверяет: это кладезь знаний, переданных теми, кто населял Землю до нас. Те, кто говорит, что это просто «каля-баля» примитивных существ, не понимают сути самого явления наскальных рисунков, считает художник.
Николай Крючков, художник:
— Вот эти рисунки, которые по кругу, в Сахаре обнаружил Анри Лот. В Париже были выставлены фотографии этих наскальных рисунков. Над ним начали смеяться: да девочки девятилетние, говорили, нарисуют лучше, чем вы тут нам преподносите...
Я попросил Николая Гордеевича объяснить, что же зашифровано… Ну, допустим, вот в этом вроде бы простеньком рисунке?
Николай Крючков, художник:
— Вот, глядите. Мускулы у человека. Пальцы растопырены — хватаем мы все у природы, что можем, то и хватаем. А во имя чего? Во имя благополучия, сытости живота. А в голове даже не 5, а 6 пальцев — все бы захватить! Вот во имя благополучия живота мы и создали автомобили и многое другое... И вот дальше рисунок: познаем мы природу слепо. Завязаны глаза у человека, он сгорбился, а живот выпяченный...
Вообще, говорит художник, во всех без исключения рисунков, дошедших к нам через камни, просматривается одна общая черта: искривление пространства как признак нарушения гармонии мира, ощущение неизбежной вселенской катастрофы и подсказки: как избежать уничтожения очередной — нашей — цивилизации.
Николай Крючков, художник:
— Все эти рисунки говорят о том, что наша цивилизация движется на самоуничтожение. Если мы так будем развиваться, то мы к нему идем. И они говорят, что мы должны идти другим путем, создать такое устройство, которое будет работать естественно, как движение Земли вокруг своей оси. Оно будет развиваться, и создаст новую жизненную среду обитания... Глядите: животное - это наша жизненная среда. Оно ударилось о технический прогресс — колеса, рычаги. Если мы будем так развиваться, мы свернем себе шею. И во всех рисунках показана какая-то кривизна: вот, я как художник понимаю, что, если ударилось животное об эти рычаги, рога должны быть загнуты вот сюда. А нам показывают эту кривизну, обращают на нее внимание.
У человечества, считает художник, есть шанс эту кривизну исправить. Но для этого люди должны перестать жадничать и научиться относиться к природе, к миру, с большей внимательностью. Ну, а он готов помочь человечеству в меру сил — выставляя послания предков своем участке, превратившемся в музей.
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения