24 января 2022, 19:00    Комментариев: 0    Просмотров: 1484

«Встаньте здесь, поправьте галстук. Теперь можете говорить». Кто мог так сказать губернатору?

Интервью с человеком, через чей объектив прошла история

Фото: ORSK.RU

Мэтр операторского искусства Юрий Золотарёв дал интервью нашим коллегам из «Орской газеты» накануне Дня российской печати. Стаж одного из самых старейших сотрудников телевидения насчитывает 45 лет, поэтому не поделиться его интереснейшими историями, можно сказать, преступление. 

Осветитель постигал закулисье  

Юрий Федорович пытался было отказаться от интервью, но вспомнил слова профессора ВГИКа о ложной скромности, которые услышал еще в молодости во время учебы в Москве. Он и сам не любил, когда герои репортажей пытались увиливать от камеры. Поэтому Юрий Золотарев с удовольствием поделился с читателями интересными историями из богатой журналисткой практики.  

После армии будущий оператор начал профессиональный путь на Оренбургской студии телевидения в должности осветителя. Дюжий парень не только молниеносно переносил тяжелые светильники, но и сразу проявил себя как творческий человек, с интересом постигающий закулисье телевидения. Вскоре Юрию предложили две должности – оператора киногруппы и телекомпании. Тогда его товарищ Рафаиль Хаялин, ныне заслуженный работник культуры, недавно отметивший 85-летний юбилей, посоветовал без раздумий выбирать работу кинооператора. Это и определило судьбу Юрия Федоровича, который уже не выпускал камеру из рук, воплощая пожелания режиссеров и редакторов и принося «с полей» на пленке уникальные кадры. Чуть позже, на столичных курсах во Всесоюзном институте повышения квалификации по профессии «Оператор телевизионных и документальных фильмов», роль оператора на телевидении будет и вовсе выдвинута на первый план, ведь без отснятой картинки передача не получится ни у режиссера, ни у корреспондента, ни у сценариста.

Приехали на студию телевидения творить чудеса  

Телевидение в 60-70-х в Оренбурге зарождалось и развивалось небывалыми темпами, на студию приходили актеры с подмостков театров, журналисты газет, однако вскоре потребовались специалисты с профессиональной подготовкой. И Юрия Золотарева направили на курсы в ВИПК на Шаболовку. Там читали лекции профессора ВГИКа, проходили практические занятия на студии «Мосфильм» и киностудии имени М. Горького, что дало мощный импульс к творческому росту. В конце 70-х открылась Орская студия телевидения, откуда поступило предложение о работе. Так, вместе с режиссером, звукорежиссером и инженером-техником герой нашего материала отправился покорять Орск.

— Переезжаем и начинаем творить чудеса, воплощая идеи в жизнь, — рассказывает Юрий Федорович. — Все было интересно: идут комсомольские стройки, возводится ОЗТП, работают промышленные предприятия в Орске, Новотроицке, Медногорске, Кувандыке, растет Ириклинская ГРЭС. Ежедневные съемки, командировки, каждый день в гуще событий, все открыто и доступно по первому звонку корреспондентов руководству заводов. Часто делаем передачи для программы «Время». Как это было? Скажем, запускается энергоблок на ГРЭС, мы снимаем, пленку упаковываем и отправляем самолетом в Москву. Там встречают, проявляют, монтируют – и в этот же день новости на экране у жителей всей страны.    

Промышленные гиганты не сходили с экрана  

Достижения промышленных гигантов, передовики-плавильщики и станочники всегда оставались в центре внимания зрителей, а уж об освоении целины снимать циклы передач было особым удовольствием. Только начинается посевная или уборочная страда – съемочная группа уже в пути.  Юрий Золотарев становится лауреатом премии Мусы Джалиля, обладателем благодарственного письма от представителя дипломатического посольства Германии за съемку фильма «Падение Берлинской стены» по заказу бывшей ГДР и даже попадает в проект съемок документального фильма Стивена Спилберга о холокосте. Это был цикл интервью с бывшими узниками концлагерей.    

Кошка и плач холокоста

— Была поставлена задача записать двухчасовое воспоминание жителей Оренбуржья, не прерывая их и не задавая никаких вопросов, — вспоминает Золотарев. — Перерыв был только на смену кассеты в камере, которую я получил одну из самых современных. Вот приезжаем мы в Магнитогорск, к женщине-еврейке, уже старенькой. Делаем мягкий свет в квартире, создаем камерную спокойную обстановку и начинаем писать беседу. Она говорит, говорит, говорит о пережитом, вдруг доходит до самой кульминационной точки в судьбе — и начинает плакать. Сначала спокойно, потом навзрыд, а затем переходит на крик. Вдруг откуда ни возьмись приходит кошка, незаметно подкрадывается к хозяйке, садится на колени и начинает ее успокаивать. Минут через 10 женщина, поглаживая кошку, смогла продолжить разговор.  

Из восьми сюжетов это интервью получилось самым проникновенным. Впоследствии Стивен Спилберг прислал орскому оператору благодарность за высочайшее мастерство. Вспоминая эту давнюю историю, Юрий Федорович тоже не сдержал слез.  После расформирования студии телевидения Золотарев работал в городском корпункте ГТРК «Оренбург». Командировки по Оренбуржью продолжились. Был случай в Новоорском районе, где снимали интервью со знаменитым коневодом и главой района. На заднем плане – кони, юрта, все идет по намеченному плану. Вдруг к говорящему направляется верблюд, отойдя от табуна, и кладет голову ему на плечо. Тот оборачивается, здоровается со своим питомцем, гладит его и одновременно продолжает отвечать на вопросы журналиста. Разумеется, эти кадры вошли в золотой фонд. А вот история из Адамовки. Глава района дает интервью по пояс в золотой пшенице. В одночасье его глаза округляются, он срывает петличку, сбрасывает пиджак и бежит. Прямо во время съемок загорелся комбайн, и всей командой тушили технику. Оператор с камерой успел в самый эпицентр. Сюжет взяла Москва и объявила очередную благодарность.

— А где все это теперь можно пересмотреть, поностальгировать? — интересуемся у Юрия Федоровича.  

— Все ушло, умчалось в непроглядную даль. Скорее всего, даже не сохранилось в архивах для истории. Хотя, как знать…  

— А сегодня вам хочется взять в руки камеру?

— Съемки снятся мне постоянно. Смартфон — это совсем не то, я им даже не пользуюсь.    

С камерой в камере  

На самом деле после выхода на пенсию Юрий Золотарев не остался без дела. Его пригласил владыка Ириней в пресс-службу Орской епархии снимать праздничные мероприятия, крестные ходы, молебны. Увидел в нашем собеседнике соратника для воплощения идей духовных фильмов и отец Сергий Баранов. Психологию операторской работы в одиночной камере убийцы читатели могут наблюдать в фильме «Философия покаяния». Картина 2012 года, снятая на черно-белую пленку, была удостоена Гран-при на международном кинофестивале «Надежда» в Санкт-Петербурге.  

Боксер в молодости, Юрий Золотарев известен орчанам и как организатор, судья и комментатор 17 турниров по боксу на призы Евгения Горсткова. Играл Юрий Федорович и в волейбол, проводя соревнования в залах и на пляже. И сейчас он постоянный зритель и болельщик на хоккейных матчах, заядлый банщик, смелый критик и великодушный учитель молодых операторов.   

Источник: Орская газета

Самые важные новости Оренбурга в вашем смартфоне
Telegram / ВКонтакте / Одноклассники

Покупаем новости 8-922-899-1743


Подписывайся на 1743.RU в мессенджерах

Радио онлайн
Загрузка...
Опрос
Показания водяных счётчиков
Показания газового счетчика
Показания электро счётчика
Заказ документов