Эксперты: только 30% россиян можно отнести к среднему классу
Средний класс в России составляет порядка 30% населения. К такому выводу пришли эксперты Альфа-банка по итогам проведенного исследования.
— Хотя понятие «средний класс» используется крайне широко, оно в каждом конкретном случае носит очень субъективный характер. Основной подход к определению среднего класса, опирающийся на уровень базового дохода населения, как правило, сочетается с поведенческими характеристиками, такими как владение автомобилями или уровень сбережений. Если по мнению международных организаций в России к категории среднего класса можно отнести примерно 70% россиян, то подходы, учитывающие уровень сбережений, показывают, что он составляет только 4% населения. По нашей оценке к среднему классу можно отнести 30% россиян.
Средний класс оказался той группой населения, которая пострадала от экономических трансформаций последних лет. Если в 2014 г. к нему можно было отнести 37% населения России с долей 48% в совокупных доходах домохозяйств, то к 2018 г. его доля в структуре населении страны сократилась до 30%, а доля в совокупных доходах – до 39%. По сути, за последние 10 лет средний класс стал терять свою экономическую значимость и стал более уязвимым - за последние 10 лет реальные доходы среднего класса стагнировали, тогда как доходы более низких доходных групп выросли на 4%, а доходы наиболее обеспеченной группы увеличились на 11%.
Фото: российский средний класс, % населения и % доходов
Рост доли трат на продукты питания среди представителей среднего класса – явный знак снижения его уровня жизни
Одним из косвенных сигналов того, что доля среднего класса в России находится под давлением, является тот факт, что доля продовольствия в структуре потребления всех домохозяйств составляет 27%. Показательно, что с 2013 г. все группы населения, относящиеся к среднему классу, были вынуждены нарастить долю доходов, направляемых по покупку продуктов питания; аналогичное изменение наблюдалось только в самой низкой доходной группе, что подтверждает снижение уровня жизни среднего класса.
Кроме того, по словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, за последнее десятилетие изменилось и финансовое поведение российского среднего класса. Во время предыдущего кредитного бума 2009-2012 гг. объем финансового рычага, используемого средним классом, вырос на 90% в реальном выражении, что практически соответствовало темпу роста в 100% у наиболее состоятельной 10% группы населения. Однако с 2015 г. средний класс стал более осторожно относится к кредитным вопросам.
Население со среднемесячным доходом 17 тыс. руб. находится в зоне риска
С 2016 г. рост долговой нагрузки происходил не столько за счет двух наиболее состоятельных доходных групп, но также объяснялся и большей активностью группы населения со среднемесячным доходом 17 тыс. руб. Эта группа может оказаться в центре внимания во время следующего кредитного кризиса.
Кем представлен средний класс?
Если в мире средний класс традиционно ассоциируется с населением, работающим в частных компаниях или занятом предпринимательской деятельностью, то в России, по оценкам экспертов, ситуация другая.
— Согласно нашим расчетам, по итогам 2017 г. около 15% глав домохозяйств среднего класса работали на госслужбе, для сравнения в 2003 г. это значение составляло около 10%. Такой результат свидетельствует о произошедшем резком изменении в картине занятости среднего класса. Во многом, это сочетается со снижающейся долей предпринимательских доходов в структуре доходов домохозяйств, которая за период с 2000 по 2017 гг.снизилась с 17% до 9%, а также с тем, что только 12% россиян сейчас находят привлекательным создание собственного бизнеса. Подобное нежелание брать на себя риски со стороны населения — явно не самая лучшая ситуация для экономического развития и в целом является одним из сдерживающих факторов для экономического роста, — рассказала Наталия Орлова.
Фото: занятость среднего класса по видам экономической деятельности, %
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения